22.03.2019
Разрешить вывоз мусора ночью, дать "зелёный свет" мусоровозам в период закрытия дорог и спецграфики для труднодоступных деревень
В эти минуты в Москве проходит круглый стол "Масштабный запуск реформы обращения с ТКО: пути решения возникших проблем и координации взаимодействия органов власти и бизнеса".

На него съехались три сотни участников из сорока регионов страны. Руководитель регоператора Удмуртии Иван Маринин тоже в числе участников.

Горячие вопросы реформирования отрасли и пути их решения собрал в свой доклад исполнительный директор Ассоциации "Чистая страна" Руслан Губайдуллин. Ниже выдержка из его выступления:

✔Актуальные данные по реформе
59 регионов полностью перешли на новую систему обращения с ТКО.
11 субъектов, где трудится 26 регоператоров, перешли частично.
15 регионов пока работает по старой системе, хотя там уже отобраны 20 регоператоров. Одновременно идут конкурсные процедуры.
181 региональный оператор в 70 субъектах страны - приступили к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО .
251 регоператор - именно столько организаций будет работать после того, как во всех субъектах завершится переход на новую систему.

После того, как были приняты изменения, предусматривающие при определенных условиях отсрочку запуска реформы, в восьми регионах были расторгнуты 8 соглашений с регоператорами. В 13 регионах в отношении 33 зон деятельности региональных операторов заключены дополнительные соглашения о переносе сроков начала реформы.

✔Системные проблемы старта реформы

➡Тарифное регулирование
Поступают сигналы о том, что органы тарифного регулирования незаконно исключают при установлении тарифов экономически обоснованные и подтвержденные в установленном порядке расходы региональных операторов. Тем самым создаются условия для их последующего банкротства.
➡Санитарные правила и нормы
Необходимо в кратчайшие сроки принять новые санитарные правила и нормы.
Требуется
• предусмотреть возможность вывоза раздельно накопленных ТКО по мере их накопления;
• исключить норму о ежедневном вывозе смешанных ТКО (предусмотреть лишь ежедневный вывоз отходов в случае, когда контейнеры в местах накопления являются заполненными);
• сформулировать особенности вывоза ТКО для труднодоступных населенных пунктов, для районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, в том числе в случае отсутствия круглогодичного транспортного наземного сообщения от источников образования ТКО до объектов их захоронения;
• снять ограничения на количество контейнеров, которые могут размещаться на контейнерной площадке;
• снять запрет на удаление ТКО в ночное время.
По предварительным оценкам, введение новых санитарных правил и норм позволит сократить транспортные расходы региональных операторов. В конечном счёте это приведёт к сокращению стоимости услуг для потребителей.
➡ Транспортирование
Правилами перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлена разрешенная максимальная масса или нагрузка на ось, превышение которых является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 12.21.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При оказании услуг по транспортированию ТКО загрузка мусоровозов ведётся из нескольких десятков контейнеров. При этом известным является только объем отходов, так как они на этом этапе не взвешиваются. Плотность ТКО не является однородной и постоянной, в связи с чем определить их точную массу до поступления на объект обработки, обезвреживания и захоронения не представляется возможным.
Кроме того, ТКО загружаются через приемный бункер, расположенный в задней части мусоровоза, с постепенным сдвигом автоматической системой прессования в сторону кабины. С учетом данной конструктивной особенности мусоровоз, загруженный даже не наполовину, имеет превышение предельной нагрузки на заднюю ось. Соответственно, установленные законодательством Российской Федерации требования заведомо неисполнимы.
Оказание услуг по транспортированию ТКО предусматривает строгое соблюдение графиков вывоза ТКО в соответствии с требованиями СанПин.
Действующее регулирование не только вводит административные барьеры при сборе и транспортировании ТКО, но и приводит к негативным санитарно-эпидемиологическим последствиям.
А требование о движении транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого ими автомобильным дорогам, приводит к увеличению стоимости услуг по обращению с ТКО для населения.
В связи с этим необходимо внести изменения в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», чтобы положения статей 31 и 31.1 не распространялись на специальные коммунальные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО.
➡ Персональные данные
У регоператоров есть сложности с получением базы данных потребителей.
Считаем необходимым ввести особый порядок предоставления персональных данных потребителей услуги по обращению с ТКО - без получения согласия на их обработку. Сейчас в случае отказа в предоставлении персональных данных, а равно при отсутствии согласия на их обработку, у регионального оператора отсутствуют основания в проведении действий в отношении таких данных, в том числе их внесение в ГИС ЖКХ.
➡Статус регоператора
В связи с недополучением прогнозной необходимой валовой выручки региональным оператором из-за роста задолженности по оказываемой услуги необходимо пересмотреть основания лишения юридического лица статуса регионального оператора.
➡Договоры с юрлицами
Участились случаи, когда юридические лица целенаправленно под видом производственных отходов учитывают ТКО. Это приводит к необоснованному занижению объема отходов, учтенного при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
➡ Информационная кампания
Многие регионы недооценивают её значение. Между тем, информация – как изменится отрасль обращения с отходами в отдельно взятом субъекте – должна поступать именно от региональных властей.
Особое внимание - уровню погружения в тему реформирования отрасли обращения с ТКО отдельных чиновников. Зачастую в СМИ мы слышим комментарии, которые некорректно трактуют нормы закона, а соответственно, усложняют условия работы регоператоров.

Фото: Ассоциация операторов отрасли обращения с отходами "Чистая страна"


Сообщить о нелегальной свалке